В Астане прошло заседание Правительства РК под председательством Серика Ахметова, на котором были обсуждены вопросы совершенствования тарифной политики в Казахстане.

В Астане прошло заседание Правительства РК под председательством Серика Ахметова, на котором были обсуждены вопросы совершенствования тарифной политики в Казахстане.

Как отметил в своем выступлении глава Агентства РК по регулированию естественных монополий Мурат Оспанов, ведомство выступило с предложением на законодательной основе создать систему мониторинга и контроля качества регулируемых услуг монополистов.

«Предлагается создание законодательной основы для внедрения систем мониторинга и контроля качества. В целом, создание системы одобрено Мажилисом Парламента в ходе Правительственного часа», - сказал М.Оспанов. При этом он отметил, что в реализации системы могут быть задействованы государственный орган и общественные объединения по защите прав потребителей. Также АРЕМом предлагается разработать и внедрить систему мониторинга за качеством произведенных монополистами работ с применением многоступенчатого контроля.

В целом, в результате внедрения ряда мер по совершенствованию тарифной политики, регулирующий орган намерен добиться прозрачности тарифообразования, сдерживания роста тарифов, повышения качестве услуг монополистов, также обеспечения снижение уровня износа сетей и создания условий для энергосбережения.

«Выработаны поправки, обеспечивающие снижение нагрузки на тариф. Предлагается исключить из тарифов представительские расходы, расходы на аудиторские (кроме АО) и маркетинговые услуги, банковскую комиссию, затраты на финансовую и техническую экспертизу», - сказал М.Оспанов.

При этом он отметил, что в качестве снижения административной нагрузки на 50% сокращен перечень документов, которые монополист должен приложить к заявке и исключены другие требования. Данные меры позволят сэкономить средства потребителей без ущерба для качества тарифного регулирования.

Кроме того, в целях решения проблемы износа оборудования для обеспечения более широкого использования заемных средств предлагается включить в тарифы вознаграждения за заемные средства, полученные у институтов развития и банков второго уровня и обязать монополистов направлять прибыль исключительно на реализацию инвестпрограмм до достижения приемлемого уровня износа и потерь.

В свою очередь, в рамках обеспечения населения приборами учета предлагается предусмотреть обязанность субъектов естественных монополий по приобретению и установке общедомовых приборов учета тепла. Так, балансодержателями приборов учета будут являться монополисты, соответственно содержание и охрана приборов учета будет осуществляться за их счет.

При этом приборы учета, находящиеся на балансе потребителя, будут приобретаться субъектом у жителей по остаточной стоимости. Кроме этого АРЕМ предлагает ввести практику публичных слушаний при изменении коммунальных тарифов для доминантов рынка.

 «Сегодня обоснованные нарекания у потребителей вызывает то, что при изменении цен доминантов, осуществляющих электро- и газоснабжение, законодательством не предусмотрено проведение публичных слушаний. Данные услуги затрагивают каждого потребителя. Поэтому, в целях обеспечения прозрачности, предлагается установить требование об их проведении», - сказал М.Оспанов.

По мнению главы агентства, данная мера позволит обеспечить полную прозрачность тарифообразования. Напомним, что в настоящее время практика публичных слушаний уже действует в отношении монополистов, они на постоянной основе проводят публичные слушания и обязательные ежегодные отчеты. Теперь эта норма коснется и доминантов рынка коммунальных услуг.

Как пояснил глава АРЕМ, объявления о проведении публичных слушаний, отчетов, об изменении тарифов будут размещаться на телевидении и газетах, распространяемых в регионе с наибольшим тиражом. При этом, как он отметил, информирование потребителей об изменении тарифов должно обеспечивать всеобщий охват: на телевидении, в газетах, на счетах, квитанциях, а для субъектов малой мощности в сельской местности - в местах массового скопления людей.

Кроме того, за 10 дней до проведения слушаний или отчетов в местной газете должны публиковаться тезисы, раскрывающие вопросы, выносимые на обсуждение, по аналогии с отчетами акимов, включая причины изменения тарифов, итоги работы монополистов и другую необходимую информацию.

В свою очередь, как оговаривает АРЕМ, участники слушаний и отчетов не должны состоять из работников монополиста, теперь вводится ограничение до 7 человек.

По словам министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев, переход субъектов естественных монополий (СЕМ) на предельные тарифы позволит снизить нагрузку на бюджет страны.

«Мы ожидаем существенное снижение нагрузки на бюджет страны, что позволит увеличить бюджетное финансирование по другим приоритетным и стратегическим направлениям развития экономики», - сказал он.

Как сообщил министр, в настоящее время осуществляется переход субъектов естественных монополий на работу по предельным (инвестиционным) тарифам.

«Сегодня практически всё обновление и модернизация инфраструктуры СЕМ в сфере ЖКХ осуществляется за счет бюджетных средств на республиканском и местном уровнях. При этом, учитывая ограниченность доступных бюджетных средств, мы имеем низкий объем обновления и высокую степень износа инфраструктуры», - добавил он.

Нужно отметить, что с учетом проводимой работы по сдерживанию инфляции в республике, переход на предельные тарифы осуществляется в рамках допустимого вклада в инфляцию изменения тарифов, ежегодно определяемого Советом по экономической политике.

«В настоящее время, субъекты естественных монополий, особенно коммунального сектора, физически изношены и находятся в слабом техническом состоянии. В этой связи, основной задачей проводимой тарифной политики является увеличение объема инвестиций в регулируемые сектора экономики, в том числе  - в сфере тепловых, водохозяйственных, канализационных и электрических сетей», - заключил Е.Досаев.

На заседании Правительства РК выступил вице-министр регионального развития (МРР) Серик Нокин. По его словам, в августе 2013 года в Правительство будет внесена Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года.

«Исполнение поручений Президента предлагается осуществить в рамках разрабатываемой Концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года, которая будет внесена в Правительство в августе текущего года», - сказал С.Нокин.

Вице-премьер подчеркнул, что анализ статданных Комитета правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры показывает снижение общего количества проверок, при этом увеличиваются плановые проверки, которые несут наибольшую нагрузку на бизнес, поэтому необходимо внести изменения в Закон «О государственном контроле и надзоре в РК».

«Необходимо внести изменения в части полного охвата плановыми проверками субъектов высокой степени риска, планирования субъектов средней степени риска по остаточному принципу, не проведения плановых проверок в отношении субъектов незначительной степени риска и реализации принципа минимальной достаточности при включении требований в проверочный лист», - сказал он.

Кроме того, Серик Нокин озвучил ряд рекомендаций по исключению коррупционных проявлений, сокращения расходов госбюджета, снижению нагрузки на бизнес и повышению эффективности контрольной деятельности госорганов.

Так, Минрегионразвития предлагает внедрить новую форму ведомственной отчетности госорганов, автоматизировать системы управления рисками, оптимизировать основания внеплановых проверок, внедрить учет внеплановых проверок и иных форм контроля, в том числе в разрезе оснований и регламентировать порядок проведения иных форм контроля в отраслевых законах.

Напомним, Глава государства 23 января текущего года поручил принять меры по усовершенствованию систем управления рисками, используемых контролирующими органами, в целях оптимизации и снижения количества проверок в отношении субъектов малого и среднего бизнеса.

Подводя итоги обсуждения, Премьер-Министр отметил важность обеспечения прозрачности тарифообразования и необходимость акцентированной работы с населением при формировании новой тарифной политики. «Вопрос тарифов касается всех нас, любой добросовестный гражданин чутко реагирует на повышение тарифов. Поэтому прозрачность тарифообразования очень важна», - отметил С.Ахметов.

Глава Правительства предложил в работе с населением использовать возможности кондоминиумов и КСК.

Премьер-Министр также поручил АРЕМ определить ответственного по установке общедомовых приборов учета. В своем докладе глава АРЕМ М.Оспанов предложил включить в обязанности субъектов естественных монополий приобретение и установку общедомовых приборов учета.

«АРЕМу надо окончательно определиться: счетчики учета - это за субъектами естественных монополий. Значит, надо твердо сказать - эти услуги будут предоставлять субъекты естественных монополий, чтобы не было двоякого понимания», - подчеркнул глава Правительства.

Серик Ахметов дал указание заинтересованным госорганам провести широкое обсуждение в регионах предложений по совершенствованию системы тарифной политики и внести их для рассмотрения в Правительство в сентябре т.г.

В связи с этим, Премьер-Министр поручил «обеспечить в текущем году разработку законопроекта об изменениях и дополнениях в некоторые законодательные акты по вопросам естественных монополий, а министерству юстиции включить данный законопроект в план законопроектных работ на 2014 год».

По вопросу совершенствования системы управления рисками контролирующих госорганов Серик Ахметов поручил «продолжить работу по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности госорганов в рамках разрабатываемого проекта Концепции госрегулирования предпринимательской деятельности до 2020 года».

http://zakon.kz

 

РИНАТ РАМАЗАНОВ: «НЕОБХОДИМО КОМПЛЕКСНО ОБУСТРАИВАТЬ ВСЮ ТЕРРИТОРИЮ КАЗАХСТАНА».

Ринат Рамазанов: «Необходимо комплексно обустраивать всю территорию Казахстана».

Интервью с Исполнительным Директором РОЮЛ «Союз Строителей Казахстана» - Рамазановым Ринат Талгатовичем.

Эл.газета ASTANA CITY:  Ринат Талгатович, руководство страны поставило задачу: к 2020 году строить ежегодно по 6 млн. кв. метров жилья. Не кажется ли Вам, что это из серии маниловских мечтаний и такая задача просто-таки не по силам строителям?

РИНАТ РАМАЗАНОВ: Мы говорим, что мы цивилизованная страна, и критерием должно быть не менее одного квадратного метра на одного жителя.

Вводить по 1 кв. метру на человека в год – это задача-максимум, к которой мы должны стремиться, реальная же ситуация на рынке жилищного строительства с учетом платежеспособного спроса пока не позволяет нам достичь этого горизонта.

Динамика на рынке жилищного строительства – положительная и устойчивая. В текущем году по планам будет построено 7 млн. кв. метром жилья. Какие резервы имеются в нашем распоряжении для увеличения объемов строительства жилья? Первый и основной – рост доходов домашних хозяйств, обычного населения, повышение уровня оплаты труда в бюджетной сфере (учителям, врачам, военнослужащим), а также меры, направленные на совершенствование социально-трудовых отношений, которые стимулируют платежеспособный спрос и тем самым обеспечивают рост заказов на жилищное строительство.

Иначе говоря, растут доходы домашних хозяйств – растет спрос на жилье.

Второе – финансовые инструменты, которые работают на казахстанском рынке, в частности, ипотечное кредитование, это еще одна мера по стимулированию жилищного строительства.

По сравнению с 2011 годом рынок ипотечного кредитования вырос более чем на треть. Так, объем займов, выданных на ипотеку в 2012 году, превысил 171,5 млрд тенге. Однако, основываясь на данные Национального банка РК, кредиты на приобретение недвижимости за год подорожали на 0,5%. При этом банки прогнозируют рост объема ипотеки в 2013 году минимум на 10%.

Третье – создание благоприятного инвестиционного климата в строительстве через снятие административных барьеров, доступность земельных участков, обеспеченных коммунальной и инженерной инфраструктурой.

И, конечно же, с учетом длительного периода окупаемости, рынку жилищного строительства необходимы недорогие и длинные деньги – кредиты.

Эл.газета ASTANA CITY:   Всех волнует вопрос: когда ипотечные кредиты станут более доступными?

Р. Р.: При выполнении двух важных условий. Первое я уже назвал – постоянное повышение доходов домашних хозяйств, в том числе рост уровня оплаты труда в бюджетной сфере. Во-вторых, должны приниматься меры, направленные на снижение процентной ставки по ипотечным кредитам. Для отдельных категорий граждан такие пониженные процентные ставки уже применяются, и компенсируются государством.

Еще одна линия – развитие жилищно-накопительных кооперативов в стране. Сегодня мы внимательно изучаем опыт соседей по Российской Федерации, в частности по развитию ЖСНК, когда всеобщим эквивалентом является не рубль, а квадратный метр, и именно квадратный метр – способ поэтапного решения жилищной проблемы для людей с небольшими доходами, а также возможность уберечь деньги от инфляции. Когда создали первый такой жилищный кооператив, участников было меньше 100 человек. Спустя четыре года было четыре тысячи участников, из них тысяча человек уже получили квартиры.

Наш казахстанский закон о жилищно-строительных кооперативах необходимо доработать и уточнить. По экспертным оценкам, около 4 трлн. тенге накоплений граждан лежат на счетах или в тумбочках. Привлечь эти средства и направить на цели жилищного строительства – наша задача.

Сегодня много жилья строится в Астане, Алматы, Акмолинской и Алматинской областях. Основной проблемой в этих регионах является дефицит земельных участков для жилищного строительства. Перед нами стоит задача распространить программы массового жилищного строительства за пределы крупных городов-мегаполисов и даже – с явным смещением строительного вектора в регионы Казахстана с целью комплексного обустройства всей территории нашей страны.

Эл.газета ASTANA CITY: Что надо сделать, чтобы добиться удешевления стоимости жилья?

Р. Р.: Надо убрать взятки, упростить процедуру согласований, установить публичные, открытые, гласные процедуры, навести порядок с предоставлением технических условий на право подключения к инженерным сетям и отказаться от монопольного присутствия на рынке земли отдельных, сплоченных финансовыми интересами и административным ресурсом групп и компаний. Иначе – разрушить монополию на землю под застройку.

Мы предлагаем создать Совет по инвестициям, в состав которого приглашаем предпринимателей, работников правоохранительных органов, депутатов, представителей администраций и местных органов власти, и вопросы земельных и имущественных отношений станем обсуждать публично. Хочешь получить право на застройку – будь добр, приди и докажи серьезность своих намерений. Безусловно, потом будет проведен аукцион, причем любой желающий сможет принять в нем участие. Второй шаг – был составлен регламент взаимодействия. Практика показывает, что вымогательство чаще всего возникает там, где на чиновника возлагается определенная распределительная функция с размытыми полномочиями и большим количеством степеней свободы в плане принятия решений. Мы четко прописываем все процедуры согласования и устанавливаем срок таких согласований. Например, составление протокола Совета по инвестициям – 5 дней, подготовка земельного участка к аукциону – 35 дней, сбор тех-условий (электрики, газовики, водоканал) – 14 дней. Если эти сроки не выполняются, предприниматель приходит к акиму или в Совет по инвестициям и прямо заявляет: «А вот эти товарищи плохо выполняют ваши установки. Примите меры!». В итоге себестоимость квадратного метра снизится, а жильё станут строить существенно больше. Ценообразование в жилищном строительстве – очень важная тема. Это высокодоходный рынок. Как в анекдоте: «На что вы живете? – Да вот яблоками торгую. За 20 тенге купил, помыл, протер, придал товарный вид, за 40 тенге продал. На эти деньги и живу». Так и в строительном комплексе. Мы будем активно работать над совершенствованием системы ценообразования, чтобы сверхприбыли участников рынка не тормозили его развитие.

Эл.газета ASTANA CITY: Итак, одна из Ваших задач как Союза Строителей Казахстана – комплексно обустраивать всю территорию страны?

Р.Р.: Для Казахстана не может быть главных и второстепенных регионов, близких и далеких – все будут в поле нашего внимания и могут рассчитывать на нашу помощь и поддержку. Как пальцы на руке – каждый дорог, если один заболит – болит вся рука, все здоровы – тогда и здоровое самочувствие. Будем содействовать развитию рынка жилищного строительства во всех регионах Республики Казахстан.

 

Интервью вёл: Еркебулан Тлеулин

 

Эл.газета ASTANA CITY

Исполнительный директор РОЮЛ «Союз Строителей Казахстана» Ринат Рамазанов утверждает, что только комплексные решения в области энергосбережения помогут казахстанским строителям выйти на качественно новый уровень. Пресс-служба РОЮЛ «Союз Строителей Казахс

 «Энергосбережение и энергоэффективность являются основными направлениями модернизации казахстанской экономики. Энергоэффективное строительство на сегодняшний день остается в основном данью мировым традициям, а не привычной необходимостью. Высокая стоимость энергосберегающих строительных материалов, отсутствие четких требований к энергоэффективности зданий, огромное количество административных барьеров делают реализацию проектов невыгодной. Сложившаяся ситуация в сфере энергоэффективности требует системного подхода и серьезного внимания как со стороны государства, так и профессионального сообщества. Та же Европа уже движется семимильными шагами, нам нельзя отставать. Согласно европейским правилам (речь о новой редакции директивы EPBD — Eenergy performance building directive, — принятой в 2010 году взамен редакции 2003 года, прим. автора), с 2020 года все новые здания, построенные в Европе, должны иметь низкое энергопотребление — менее 45 кВт на квадратный метр в год, с 2018 года это требование распространяется на все новые публичные здания. Конечно, официально эти нормы введены для того, чтобы более эффективно бороться с глобальным потеплением. Но мы уже разрабатывает ряд проектов для скорейшего начала строительства «Умных городов». Уже сейчас наши дома должны быть готовы к «зеленой экономике», а значит иметь уровень энергопотребления  близкий к нулю, что означает применение альтернативных источников энергии и максимального уровня экономичности уже не за горами» - заявляет Ринат Рамазанов.

Прошло заседание Индустриального Консультативного Совета Кафедры Строительной Инженерии Назарбаева Университета.

Прошло заседание Индустриального Консультативного Совета Кафедры Строительной Инженерии Назарбаева Университета.

Кафедра Строительной Инженерии Назарбаева Университета своей целью считает признание в качестве лидера в сфере образования и исследований в сфере Строительной Инженерии в Евразии и успешное конкурирование с профессиональными сообществами такого же уровня на международной арене. Миссия Школы Инженерии заключается в предоставлении студентам разностороннего обучения математике, физике, инженерным наукам, основам строительной инженерии, коммуникативным навыкам и гуманитарным наукам, что является их подготовкой к работе строительными инженерами на профессиональном уровне. Задачей Кафедры Строительной Инженерии Назарбаева Университета является подготовка и выпуск студентов, в будущем способствующих улучшению качества жизни и развитию Казахстана и мира в целом.

В качестве Членов Консультативного Совета были приглашены Личности, обладающие колоссальным опытом в сфере строительства, способные улучшить работу Кафедры Строительной Инженерии и которые способны  внести существенный вклад в развитие строительной отрасли в целом.

В настоящее время остро стоит проблема дефицита квалифицированных кадровых ресурсов, и данное заседание и все последующие будут посвящены тому, чтобы путем переговоров и принятий коррективов решать эту проблему.

Приветственным словом Заседание Совета открыл Декан Кафедры Строительной инженерии Профессор Альфред Блик, который рассказал о работе Кафедры проводимой в рамках подготовки студентов. Далее выступил Профессор Саид Садри, он рассказал о Стратегическом плане Кафедры.

Также в приветственной части Профессор Роберт Дэннис, рассказал О деятельности Консультативного Совета, также поделился своими пожеланиями касательно будущей работы Совета. Затем руководство Кафедры попросило приглашенных озвучить основные проблемы строительной отрасли.

Первым выступил Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Председатель Союза строителей Казахстана г-н Ергалиев Талгат Файзуллиевич, который подчеркнул, что несмотря на все усилия и реформы проводимые в сфере образования, на сегодняшний  день чувствуется нехватка квалифицированных специалистов. Также было отмечено, что «Сегодня, выпускник технической специальности, выходя из стен Университета, не обладает тем комплексом знаний, необходимых для того, чтобы сразу приступить к работе. Ему требуется еще как минимум 2 года чтобы стать Специалистом, в котором нуждается работодатель». К тому же г-н Ергалиев Т.Ф. высказал мнение «о недостаточности практических знаний» у выпускников технической специальности.

Мнение г-на Ергалиева Т.Ф. поддержал Заместитель Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства г-н Галымжан Абдраимов, который в своем выступлении рассказал «о необходимости увеличения практической составляющей нынешнего образования».

  В заключении Декан Альфред Блик, Профессор Роберт Дэннис, Профессор Саид Садри выразили благодарность выступающим за полученные отзывы касательно существующих проблем и способов их решения. А также поблагодарили всех гостей за принятие участия в Заседании Совета, также проявленный  интерес к повышению эффективности работы Кафедры и за вклад вносимый в усовершенствование строительной отрасли Казахстана.    

Подписка на новости

Мы в Соц Сетях